Прогнозирование и планирование в обеспечении государственного регулирования экономики
Украина в переходный период нужна система прогнозов, планов и программ, рассчитанных на различные по продолжительности периоды и разные уровни управления. Упрощенно такую систему в дальнейшем изложении называть "план".
Уменьшение в плане доли директивных рычагов влияния на субъекты экономики сопровождается увеличением доли экономических, с помощью которых создаются такие условия функционирования, когда субъект экономики должен выбирать стратегию развития в направлении очерченных государством целей. В целом управление всегда объединяет директивные и экономические методы.
Сейчас в перечне директивных (обязательных) должны оставаться общегосударственные нормы и нормативы, госконтракт и госзаказ, государственные инвестиции, регулируемые цены на некоторые виды продукции. Это делает план менее жестким и предоставляет субъектам хозяйствования определенную свободу действий.
Еще совсем недавно один из недостатков плана состоял в том, что план часто воспринимался как догма в статике. Уместно заметить, что показатели плана рассчитываются исходя из ситуации на начало планового периода и прогноза по следующей конъюнктуры рынка. Последнее довольно трудно прогнозируется через постоянные изменения под влиянием самых разнообразных факторов, особенно в переходные периоды, когда экономика достаточно нестабильна. Поэтому уже в начале планового года приходится пересчитывать показатели плана исходя из имеющейся ситуации. Отклонение от запланированных показателей возможны и в дальнейшем. Поэтому экономическую ситуацию важно анализировать в разрезе кварталов и уточнять план на последующие периоды. Только при таком условии план можно сделать гибким инструментом регулирования экономики.
Другие статьи по теме:
-
Фактический уровень таможенной защиты-
Налоговая политика -
Измерительно-информационная функция цен-
Тарифные методы регулирования внешней торговли-
Организационное и ресурсное обеспечение