Государственный бюджет - главное средство регулирования экономики
Государственный бюджет всегда был компромиссный и отражал соотношение сил основных носителей различных социально-экономических интересов в стране. Это компромисс между собственниками и наемными работниками по поводу налогообложения собственности, доходов и заработной платы, бюджетных расходов на социальные цели; между общегосударственными и местными интересами, между промышленными и сельскохозяйственными регионами по поводу распределения налогов и бюджетных дотаций, ориентиров государственной территориальной структурной политики; между интересами отдельных отраслей и компаний по поводу налогов и субсидий, льготных кредитов и государственных заказов, подрядов на строительство, инвестиционных вознаграждений. Достижения таких компромиссов сопровождается политической борьбой.
К важнейших показателей, характеризующих бюджет, относятся:
• доля средств, ежегодно распределяется через бюджет, в валовом внутреннем и чистом национальном продукте страны;
• покрытие бюджетных расходов доходами - дефицит или избыток поступлений по сравнению с затратами (последнее редко наблюдается как в развитых странах, так и в развивающихся странах);
• структура бюджетных расходов, в частности доля на хозяйственные, социальные, оборонные цели, на обслуживание государственного долга в общей сумме расходов.
В случае возникновения дефицита бюджета рычагом государственного регулирования экономики должны быть данные о том, из каких источников правительство берет средства для покрытия дефицита.
Другие статьи по теме:
-
Налоговая политика -
Государственный регулирующий механизм-
Введение тарифа на импорт-
Социально - экономические и научно-технические программы реализации экономической политики государства-
Тарифные методы регулирования внешней торговли